О музее и его драгоценностях

 


   Картинная галерея в комплексе Цвингера, построенная по проекту архитектора Готфрида Земпера. была сильно разрушена во время ночной бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года. К 1955 году, когда Советское правительство передало немецкому народу шедевры мирового искусства, спасенные Советской Армией, восточная и центральная часть галереи были уже восстановлены до такой степени, что 3 июня 1956 года можно было открыть в этих помещениях выставку наиболее важных и известных картин галереи. Но большое количество значительных произведений из-за недостатка места пребывало тогда еще в запасниках.
Осенью 1960 года был завершен второй этап восстановительных работ, и выставочная площадь галереи увеличилась почти вдвое. Созданная Готфридом Земпером в середине прошлого века постройка с анфиладой больших залов с верхним освещением, параллельно которым располагаются ряды боковых кабинетов с окнами, являет собой и в наши дни вполне целесообразную и современную схему здания для крупной картинной галереи.


   Восьмигранный зал, находящийся в центре галереи — так называемая ротонда — превращен в проходное помещение, так что он не прерывает больше анфиладу главных залов, а скорее способствует более четкому расчленению собрания.
   Подбор, размещение по залам и развеска направлены на то, чтобы облегчить посетителю галереи осмотр, не утомлять его избытком часто очень схожих между собой полотен, дать ему возможность быстро и легко получить представление о собрании в целом.
   Определенные акценты в развеске привлекают внимание посетителя к наиболее ценным и важным картинам галереи. В основу группировки картин положены принципы подбора по странам, школам и художникам, причем учитываются также отдельные исторические периоды и тематические моменты. В размещении картин преследуется четкость, необходимая для того, чтобы экскурсия по галерее была плодотворной с многих точек зрения.
   При переустройстве галереи осенью 1960 года из прежней экспозиции были удалены лишь немногие произведения, как например, ряд картин французских импрессионистов, переданных в Галерею новых мастеров. Что касается расширения и дополнения экспозиции, то в первую очередь следует упомянуть как наиболее обширный раздел немецкого искусства XVIII века с произведениями Тиле, Дитриха и Антона Графа. Кроме того, после перестройки Немецкого зала, завершенной в конце 1964 года, в постоянную экспозицию был включен ряд важных произведений Ганса Гольбейна Старшего, Дюрера, Пеица и др. Более подробно, чем раньше, представлено также итальянское искусстве XVII века.
   Этими произведениями Дрезденская галерея особенно богата. Рембрандту и его школе, а также некоторым фламандским живописцам XVII века, писавшим монументальные картины, отведено больше места, чем раньше.
   Картины итальянских художников XV века дополнены рядом произведении эпохи позднего средневековья, с тем чтобы показать путь развития искусства нового времени с момента его зарождения.


   Наиболее полно представлено в Дрездене искусство нидерландских мастеров XVII века. Здесь представлены все основные художники! Наряду с произведениями таких великих мастеров, как Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк, Франс Гальс и Вермеер, в Дрезденской галерее собрано едва обозримое количество картин менее значительных художников.
   Не так полно, но зато произведениями исключительной важности, представлено в галерее искусство итальянского высокого Возрождения. Славу галереи составляют наряду с шедеврами Рафаэля и Корреджо творения венецианских художников — Джорджоне, Тициана, Тинторетто и Веронезе.
   Нигде к северу от Альп нельзя изучить лучше, чем в Дрездене, также и живопись итальянского барокко, которая в последние годы пользуется все большим интересом искусствоведов. Слабее в количественном отношении отражено в галерее искусство раннего итальянского Возрождения, того времени, когда в борьбе за реалистическое отображение окружающего мира возникли совершенно новые ценности.
   Об этом можно судить по некоторым очень значительным произведениям, в первую очередь по полотнам Мантеньи, Ботичелли или Антонелло да Мессины, которые поступили в собрание только во второй половине XIX века. И если в этом разделе и не хватает некоторых имен, то тем не менее он дает яркое представление о том, каких высот достигло итальянское искусство в один из самых плодотворных и успешных периодов своего развития.
   Эти значительные художественные фонды дополняют небольшие коллекции произведений итальянских художников XVIII века, а также картины ранних нидерландских и немецких, испанских и французских мастеров различных эпох.
   В разделе ранней немецкой живописи особое место занимают картины Лукаса Кранаха, содержавшего в первой половине XVI века довольно крупную мастерскую в Заксен-Виттенберге. О достижениях искусства времени Кранаха говорят также выдающиеся произведения Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего. Раннее нидерландское искусство, которое ставило перед собой те же задачи, что и современное ему итальянское, представлено маленьким дорожным алтарем Яна ван Эйка. Уже одно это необыкновенно ценное произведение позволяет судить о качестве нидерландской живописи XV века. Искусство Испании достигло своих вершин и встало в один ряд с искусством других европейских стран только в XVII веке. Об этом свидетельствуют замечательные произведения Веласкеса, Мурильо, Риберы и Сурбарана.
   Шедеврами французской живописи XVII и XVIII века являются несколько картин Никола Пуссена, Клода Лоррена и Антуана Ватто.
 

 

Copyright ©  2003  Designed by B.V.

 

Hosted by uCoz